Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома
Государственное учреждение образования
Хотюховская средняя школа имени В.В.Ковалёнка
PISA - 2022
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является сравнительным мониторинговым исследованием качества общего образования и осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).
Согласно программным документам целью исследования выступает оценка уровня овладения 15-летними учащимися знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе. В рамках мониторинга осуществляется оценка образовательных достижений учащихся, а также изучается влияние на результаты обучения различных социокультурных, экономических и психологических факторов. В ходе анализа полученных данных проводятся межстрановые сравнения.
Участие в исследовании 15-летних подростков обусловлено тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе. Именно на данном этапе важно определить степень сформированности компетенций, необходимых для успешной адаптации в социуме.
Исследование образовательных достижений учащихся проводится по трем основным направлениям: «читательская грамотность», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность». Особое внимание уделяется оценке овладения учащимися общеучебными умениями. В каждом цикле исследования одно из направлений является основным. В 2018 году это была читательская грамотность. В следующем цикле исследования ведущей станет математическая.
В период с 4 апреля по 8 мая 2018 г. на базе 236 учреждений образования в Республике Беларусь впервые было проведено международное сравнительное исследование PISA, в котором приняли участие 5 830 учащихся. Большую часть выборки учреждений образования, принявших участие в тестировании, составили учреждения общего среднего образования (209 учреждений, в том числе 176 школ, 27 гимназий и 6 лицеев). Также в исследовании приняли участие 13 учреждений среднего специального образования и 14 учреждений профессионально-технического образования.
Международное сравнительное исследование PISA–2018 включало в себя:
– когнитивную (тестовую) часть по читательской, математической и естественнонаучной грамотности (длительностью 2 часа с пятиминутным перерывом);
– анкетирование участника тестирования (35 минут);
– анкетирование руководителя учреждения образования, принявшего участие в исследовании (30 минут).
Выборка учреждений образования, которые приняли участие в основном этапе тестирования PISA–2018, осуществлялась случайным образом организацией WESTAT (США) на основе предоставленной информации о всех учреждениях образования Республики Беларусь, в которых обучаются 15-летние подростки. Выборка учащихся, которые приняли участие в тестировании, осуществлялась в соответствии с Техническими стандартами PISA.
Тестирование проходило в компьютерном формате. Тестовые материалы и опросники были подготовлены на русском и белорусском языках. Выбор языка теста и опросника в ходе проведения основного этапа исследования PISA–2018 осуществлялся участниками тестирования на добровольной основе.
Организационное и технологическое сопровождение участия Республики Беларусь в международном сравнительном исследовании РISA–2018 обеспечивало учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний» (РИКЗ).
Контроль за ходом проведения тестирования во всех участвующих учреждениях образования осуществлялся национальными и международными наблюдателями.
В декабре 2019 года стали известны результаты 7-го цикла международного сравнительного исследования по оценке образовательных достижений учащихся PISA. В международном отчете отражены результаты 79 стран, включая данные по Республике Беларусь.
По итогам участия в международном сравнительном исследовании PISA–2018, учащиеся нашей страны продемонстрировали достаточно высокий уровень компетенций по всем трем направлениям исследования, тем самым определив позицию страны в первой половине общемирового рейтинга с результатами, существенно превосходящими средние показатели по всем странам.
Планируется, что Республика Беларусь примет участие в следующем цикле исследования PISA. Кроме читательской, математической и естественнонаучной грамотностей будет проводиться оценка креативного мышления и финансовой грамотности.
Результаты участия Республики Беларусь в PISA-2018
Полезная информация
Международное сравнительное исследование по оценке образовательных достижений учащихся
Примеры заданий PISA
Открытые задания PISA
Онлайн-задания по естествознанию:
Онлайн-задания по читательской грамотности:
Задания представлены на официальном сайте ОЭСР.