Виктор Юзефович Драгунский (1 декабря 1913— 6 мая 1972) — русский советский писатель, автор повестей и рассказов, из которых наибольшую популярность приобрёл цикл «Денискины рассказы», ставший классикой советской детской литературы.
Родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке, в еврейской семье. Его родители, эмигранты из Гомеля, прибыли в США и поселились в Бронксе незадолго до рождения сына. Отец — торговец табаком, гомельский мещанин Юда Фалькович Перцовский (1895—1918), и мать Рита Лейбовна Драгунская (1895—1967, дочь мещанина уездного городка Старобыхова Могилёвской губернии) поженились 26 февраля 1913 года ещё в Гомеле. Не прижившись в Америке, в июле 1914 года семья вернулась в Гомель.
В 1919 случались трагедия — скончался отец семейства. Чтобы разрешить материальные трудности, мать мальчика вышла замуж во второй раз. Ее избранником стал И. Войцехович, видный политический и революционный деятель, партийный функционер. Однако и к нему судьба оказались немилостивой: мужчина умер в 20-м, в период гражданского конфликта, во время одного из боев с белогвардейцами. Примерно через 2 года мать нашла себе третьего супруга. Теперь — еврейского артиста М.-М. Рубина. Мужчина оказывал много внимания своему пасынку, учил его выразительно и красиво читать стихи, помогал поставить четкую речь, раскрыть юмористические, пародийные таланты. Семья сопровождала его на каждые гастроли. Рубин был для молодого Драгунского настоящим примером. Неудивительно, что вскоре юноша загорелся желанием пойти по его стопам и стать артистом. Параллельно совершенствованию художественных талантов Виктор учился в школе-семилетке. В 1925 семья переехала в Москву. Здесь Рубин собрал труппу и уехал выступать за границу. Мать и сын остались без достаточных средств. Драгунскому пришлось устроиться на работу. В свои 13 он трудился паромщиком, а также катал туристов на лодке.
Драгунский известен не только как писатель-прозаик, но и как актер, а также циркач. Таланты литератора раскрывались постепенно, на разных периодах его жизни.
В 1929 году молодой человек окончил школу. Шансов заняться искусством пока не было. Драгунский решил выбрать рабочую профессию и устроился учеником токаря на столичный завод. Волей случая в один из вечеров Виктор увидел объявление о наборе на обучение в художественный кружок Алексея Дикого. Литературно-театральная мастерская приглашала всех желающих. Будущий писатель и артист легко прошел прослушивание и стал посещать вечерние занятия. Как вспоминал сам Драгунский, учеба там была делом сложным. В основном из-за требований преподавателя и очень плотного графика. Слушатели курсов изучали романы, древнегреческие трагедии, лирику, средневековые пьесы, ставшие классикой жанра. И это не считая бесконечных репетиций. Примерно в те же годы молодой человек взялся за литературу. Творческая биография Виктора Драгунского началась на заре 30-х. Дебютные рассказы юноша прочел Алексею Дикому, своему преподавателю. Но тот отнесся к работе подопечного весьма скептически, и дал совет бросить идею стать писателем. Сосредоточить свое внимание на театральной, артистической работе. История, однако, рассудила, что он был неправ. Через несколько лет, в 1935, Виктор Драгунский закончил свое обучение на курсах. Практически сразу он нашел место в Театре Транспорта (сейчас называется МДТ имени Гоголя). Серьезных ролей молодой артист не получал. Через 2 года Драгунский по приглашению Н. Горчакова перешел в Театр Сатиры. Впрочем, и здесь серьезный успех обходил артиста стороной. Ему доставались либо второстепенные, либо эпизодические роли.
Развитию актерской карьеры помешала война. В 1941, к моменту начала Великой Отечественной, Виктор Драгунский попал под мобилизацию. Однако давнее хроническое заболевание не позволило литератору и артисту отправиться на фронт. Чтобы не сидеть в стороне, мужчина записался добровольцем в ополчение. Вскоре его вместе с другими таким же людьми отправили готовить оборонительные сооружения под Москву, в Можайск. Работа была сложной, однако ополченцы добились успеха. Когда началось наступление немцев на столицу, укрепления не спасли. Большая часть отряда, в который входил Драгунский, погибла. Сам он выжил только чудом. Оставшиеся годы вплоть до окончания Великой Отечественной Виктор Юзефович вместе с другими артистами ездил по фронтам с гастролями. Выступал перед солдатами, поддерживая боевой дух и настрой. Через 3 года от начала войны Драгунский решил попробовать свои силы в новом для себя амплуа. Он выходил на арену цирка, трудился в качестве клоуна.
Весь репертуар, сценарии для выступлений готовил сам и подходил к этому делу предельно ответственно. Прорабатывал образ своего циркового персонажа так, чтобы веселить зрителей не банальностями, а остроумием. В 1945 году, когда закончилась война, Виктор Юзефович перешел в Театр Киноактера. Как и прежде в постановках его почти не задействовали. На тот момент на подмостках блистали совсем другие люди: Борис Андреев, Инна Макарова и прочие. Для малоизвестного артиста места в репертуаре не находилось. В 1947 Драгунский попробовал себя в кино. Он снялся в ленте Михаила Ромма «Русский вопрос».
Сидеть на вторых и эпизодических ролях мужчине, в конце концов, надоело. Он решил создать свой собственный театр. Реализация задумки не заставила себя долго ждать. По инициативе Драгунского на свет появилось творческое объединение «Синяя Птичка». Это был не театр, а скорее сообщество свободных артистов. Изначально состав был очень скромным. На подмостки выходили деятели Театра Киноактера, с которыми сам Драгунский был хорошо знаком. Представители объединения исполняли стихи и песни, миниатюры, ставили небольшие сценки. Постепенно сообщество стало приобретать все больший вес. Эстрадные номера на себя брали Клавдия Шульженко и Леонид Утесов. С течением времени в постановках объединения начали участвовать известные артисты: Зиновий Гердт, Всеволод Санаев. Здесь же нашли свое место и начинающие таланты, такие как Ролан Быков и множество других. В конце 40-х в стране свирепствовала цензура. Будучи свободным объединением, «Птичка» позволяла себе куда больше вольностей. Высмеивала театральных чиновников и попытки задушить искусство. Хотя это было опасно, артисты не останавливались. Представления объединения пользовались огромной популярностью. Дом актера ВТО, где ставили большую часть номеров «Синей Птички» не мог вместить всех желающих. Интерес к театру у Драгунского постепенно угасал. В начале 50-х мужчина отводил больше времени литературной работе. Он писал для «Крокодила», готовил фельетоны для сатирического издания. Развитие собственного детища, «Синей Птички», Драгунский оставил на коллег по цеху.
Впрочем, еще какое-то время Виктор Юзефович продолжал трудиться на сцене. Хотя и выкраивал на это куда меньше времени, чем прежде. Творческое объединение, создателем которого стал Драгунский, проработало еще почти 10 лет. В 1958, после смерти Сталина и прихода Хрущева, интереса к трудам «Птички» стало куда меньше. С началом оттепели случились и послабления в плане цензуры. Шутить можно было более свободно. Формат потерял былую актуальность. Примерно с этих пор Виктор Юзефович взялся за серьезное писательство.
Творчество Драгунского на поприще прозы началось в 1958 году. Именно тогда он подготовил первый рассказ. Известно, что прототипом персонажей был сын литератора, а также его друзья. Постепенно труды за авторством мужчина стали полноценным циклом, объединенным тематикой и персонажами. Они вошли в сборник произведений «Денискины рассказы. Но это случилось несколько позже. В начале 60-х Драгунский опубликовал «Железный характер», в книгу вошли фельетоны, который он писал для «Крокодила». Годом позже, в 1961, свет увидело первое издание «Денискиных рассказов», куда вошло целых 16 историй. На тот момент они еще не получили окончательного, известного сейчас названия.
Книгу выпустили довольно большим тиражом в 100 тысяч экземпляров. Его раскупили в считанные недели, не оставив на полке ни одной книги. Несколькими месяцами позже В.Ю. Драгунский представил на суд читателей новый сборник рассказов. Он разошелся тиражом уже более 250 тысяч экземпляров, и вновь пользовался очень широким спросом. Венцом творчества Виктора Юзефовича в 1961 стала автобиографическая повесть «Он упал на траву» о первых днях Великой Отечественной. Это было не детское произведение. Одно из немногих в творческой биографии литератора. В последующие годы писатель продолжал создавать детскую прозу.
По мотивам рассказов про мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова вышли фильмы «Весёлые истории», «Девочка на шаре», «Денискины рассказы», «По секрету всему свету», «Удивительные приключения Дениса Кораблёва», короткометражки «Где это видано, где это слыхано», «Капитан», «Пожар во флигеле», «Подзорная труба», сюжет «Ералаша» «Слава Ивана Козловского». Эти рассказы принесли их автору огромнейшую популярность, именно с ними и стало ассоциироваться его имя. Имя Дениска было выбрано не случайно — так звали его сына. Рассказы Виктора Драгунского в окончательном виде вышли в свет в 1966 в рамках сборника «Денискины рассказы».
Кроме того, Драгунский был сценаристом фильма «Волшебная сила», в котором в качестве героя также выведен Дениска Кораблёв.
В 1990 году песни на стихи Виктора Драгунского были изданы его вдовой.