Советы дефектолога

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания.

13.01.2022
развернуть

 Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

  Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Затем усложните упражнение, во время выдоха язык пусть лежит на нижней губе. При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.

С детьми проводят упражнения на развитие речевого дыхания, используя игровые приёмы:

  1. «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней - бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
  2. «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики - «снег» - и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
  3. «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосками  гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
  4. «Футбол» Из кусочков ваты скатать шарик «мяч». Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» - вата должна оказаться между кубиками.
  5. «Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.
  6. «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука (ш), вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.
  7. «Погреем руки - заморозим пальчики» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.
  8. «Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

Речевые и пальчиковые игры для малышей

Сорока –белобока» (Водим пальцем по детской ладошке, потом поочередно загибаем детские пальчики) Сорока, сорока, Где была? - Далеко: В лесу на опушке, На попрядушке, Кашу варила, на порог становила, Деток кормила, Гостей собирала, Всех угощала: Одному - ложечку, Другому - ложечку, А третьему - целую поварежечку!

«По грибы» (поочерёдно загибаем пальчики)  Этот пальчик — в лес пошёл, Этот пальчик — гриб нашёл, Этот пальчик — занял место, Этот пальчик — ляжет тесно, Этот пальчик — много ел,  Оттого и растолстел. 

«Пальцы просыпаются» (загибаем пальчики) Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лёг в кровать, Этот пальчик лишь вздремнул, Этот пальчик уж заснул. Этот крепко, крепко спит. Тише! Тише, не шумите! Солнце красное взойдёт, Утро ясное придёт. Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать!(пальчики разгибаются)  Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора 

Пальчики,пальчики,

Пальчики, пальчики

Девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут,

Их по имени зовут:

Этот пальчик Машенька,

Этот пальчик Сашенька,

Посередочке Сергей,

Аза ними Алексей,

Ну а это Гришка,

Гришка-шалунишка.

 «Мы пошли гулять»

(Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками) Мы во двор пришли гулять. ("Лепим" комочек двумя ладонями) Бабу снежную лепили, (Крошащие движения всеми пальцами) Птичек крошками кормили, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) С горки мы потом катались, (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки) Все в снегу домой пришли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) Съели суп и спать легли. 

День рождения Кати!

На день рождение к Кате гости пришли.

Будем Кате помогать

Стол накрывать! Ивану-большому — дрова рубить, Ваське-указке — воду носить, Мишке-среднему — печку топить, Гришке-сиротке — кашу варить, А крошке Тимошке — песенки петь, Песни петь и плясать,    Нашу Катю  потешать.

«Дом на поляне» В этом домике пять этажей:  На первом живет семейство ежей,  На втором живет семейство зайчат,  На третьем - семейство рыжих бельчат,  На четвертом живет с птенцами синица,  На пятом сова - очень умная птица.  Ну, что же, пора нам обратно спуститься:  На пятом сова,  На четвертом синица,  Бельчата на третьем,  Зайчата - втором,  На первом ежи, мы еще к ним придем. 

«Сорока-белобока» Кашку варила, Деток кормила!   Положите ручку малыша ладошкой вверх и сделайте по ней несколько круговых движений указательным пальцем. Этому дала,   Загните большой пальчик малыша. Этому дала,   Загните указательный пальчик малыша. Этому дала,   Загните средний пальчик малыша. Этому дала,   Загните безымянный пальчик малыша. А этому не дала: "Ты воды не носил, Ты дров не рубил, Ты печь не топил, Ты чашки не мыл! Кашу сами мы съедим, А лентяю не дадим!"   Возьмите мизинчик малыша за кончик и по-теребите немножко, приговаривая. Шла кукушка  (Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.) Шла кукушка мимо рынка, (Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.) У неё была корзинка, (Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.) А корзинка на пол - бух! (Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи.  

Дидактические и пособия для сенсорного развития дошкольников

4-5 лет.

Сегодня я хочу поделиться с Вами своими наработками, которые использую в свободной игровой деятельности с детьми.

Как вы уже могли понять из названия публикации, разговор пойдет о методах и приемах развития сенсомоторных качеств ребенка.

Сенсомоторика – это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Задачи сенсомоторного развития:

- развивать мелкую моторику;

- развивать координацию движений кистей рук;

- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

- активизировать сенсорное восприятие, стимулируя слух, зрение, осязание и др.

Значение сенсорного развития дошкольника трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Другими словами, сенсомоторика, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение для многих видов продуктивной и трудовой деятельности его в дальнейшей жизни.

      В средней группе игры и упражнения, помогающие детям узнать о различных свойствах предметов, усложняются в нескольких направлениях. Дошкольников необходимо продолжать знакомить с цветами спектра и их оттенками по светлоте, формировать умение использовать полученные знания при определении цвета предмета. На пятом году жизни дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью.

      Знакомство с формой в этом возрасте предполагает введение дополнительно к 5 уже известным фигурам двух новых фигур, усвоение представлений о разновидностях треугольников и овалов. Необходимо учить детей анализировать сложные формы, раскладывать их на элементы.

      В средней группе, знакомя дошкольников с величиной, необходимо предлагать задания на выделение высоты, ширины, длинны предметов и других параметров величины.

Производители игрушек давно подхватили эту идею и воплотили её в жизнь, выпуская многочисленные развивающие игрушки. Но многие из них можно сделать своими руками. И с такой игрушкой дети играют с ещё большим удовольствием.

     Предлагаю несколько игр по сенсорному воспитанию дошкольников 4 - 5 лет

                  Игра «Чудесный мешочек»

Цель игры:

Упражнять детей определять, что это за предмет,

по характерным внешним признакам, то есть по форме.

Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

 Ход игры: Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной

непрозрачной ткани, в который помещаются разные по

форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на

ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.

Также вы можете спрятать в него геометрические фигуры,

ребенок должен угадать на ощупь, какая фигура  спрятана.

 

                               Игра «Золушка»

Цель игры:

Развивать у детей моторику рук.

Ход игры: 

Перед детьми положить перемешанные семена гороха, фасоли и

киндер  – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать.

Когда ребенок научиться делать это достаточно быстро,

можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

 

                       Игра «Мозаика из бросового материала»

Цель игры:

формирование навыков работы с бросовым материалом,

развивать фантазию ребенка.

Ход игры: 

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или

 разноцветные пробки от пластиковых бутылок.

 Предложите ребенку выложить рисунок, это может быть

неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д.

После того, как ребенок научится выполнять задание

 без вашей помощи, предложите ему придумывать

свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем

формирование сенсорного эталона – цвет, а если

 использовать пуговицы, то и сенсорного эталона

 – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

                          «Найди пару»

 Цель игры: научить детей определять назначение предметов;

 устанавливать причинно-следственные связи между явлением

окружающей жизни и предметов; устанавливать связь между

предметом и пользой от его использования.

 Материал к игре: набор карточек, разделенных на две

половины: на одной половине – предмет, на другой –

изображение (например: мороз-шуба и т.д.).

 Ход игры: воспитатель выкладывает все карточки изображением

 вниз. Участники игры набирают одинаковые количество карточек

и договариваются об очерёдности. Первый участник игры

выкладывает любую карточку изображение вверх. Следующие

участники игры по очереди выбирают  из имеющихся у них

карточек такую, на которой изображен подходящий предмет,

и поясняют удобство от его использования.

Например: «на улице идёт дождь, поэтому нужен зонтик».

  Игра заканчивается, когда один из участников выложит все свои карточки

Особенности звукопроизношения у детей 4-5 лет

Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно. Ребенок усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою, они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них невозможно воспроизвести.                                                               В настоящее время, по данным научных исследований, около 40% детей в Белорусии имеют проблемы со звукопроизношением (продолжают неверно произносить звуки родного языка к 5-6 годам, когда речь должна быть сформирована). И с каждым годом количество таких детей стремительно растет. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками, а также препятствует овладению письменной речью (письмом и чтением).

Правильное произношение звуков чрезвычайно важно. И чаще всего родители это понимают. Но не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно срочно предпринимать меры по исправлению ситуации. В результате часто случаются перегибы то в одну, то в другую сторону: либо двух-трехлетнего малыша настойчиво учат «рррычать», либо упорно не замечают «каши во рту» пяти-шестилетнего ребенка и считают, что он сам «выговорится». Чтоб таких крайностей не случалось, сегодня мы рассмотрим нормы появления звуков речи.

Возраст

Этапы развития речи

1 – 2 месяца

Развитие речи ребенка начинается с 1,5 месяцев. В начале появляется гуление: гласные звуки «аа», «оо», «ау».

2 месяца

Гуление усложняется с включением согласных звуков – «гу» или «бу», «хо».

3 месяца

Начинает издавать звуки, подобные звуку [ф], [с], [в].

3 – 6 месяцев

Протяжное произнесение звуков: «аль-ле-е», «лы-алы». Ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. Это период лепета, ребенок подражания произносит отдельные слоги: ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д. Развивается понимание речи окружающих. 

7 – 12 месяцев

Ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. Из гласных чаще других производится звук [а], из согласных в основном звуки [п], [б], [м], [к], [т] и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях.

Малыши начинают различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. 

12 месяцев

Ребенок произносит отдельные слова, состоящие из однозначных парных слогов: «мама», «баба». К концу года появляются целые слова типа мама, папа, дядя. Ребенок четко произносит гласные: [а], [о], [у], согласные: [м], [б], [к], [г]. К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.

1 – 2 года

Дети начинают четко произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [и], [о], но звуки [ы], [э] заменяют звуком [и]; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками.  Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам [г], [д], [с], [з] («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки [л], [р'], [р]. В речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!». Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий».

 К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].

Активный словарь к 2-м годам составляет 300 -  400 слов. 

2 – 3 года

К трем годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].

До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые (вместо «мишка» ребенок может произносить «мика», «миска», «миська»).

Легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. У детей оказывается сформированными основные грамматические категории. Словарный запас достигает 1000-1200 слов. 

3 – 4 года

В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»). Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Эти звуки заменяются более простыми (например, [с] на [т], [т’] или [с’]; [р] на [j] (читается как й), [л’] или опускается и т.п.).

К четырем годам большинство детей правильно произносит свистящие звуки: [с], [с’], [з], [з’] и хорошо различает их в свободной речи.

Активный словарь - 2000 слов. Ребенок начинает пользоваться развернутой фразой, строить сложные предложения. Растет его интерес к звучащему слову, к «устройству» речи. Он начинает создавать новые слова: «копатка» (лопатка). Интересуется происхождением и значением слов («Почему слона зовут слоном?»). У некоторых детей сохраняется общая смягченность речи. 

4 – 5 лет

После 4 лет ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц]). В этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Ребенок в норме легко определяет и называет ударный гласный в начале слов: (например, в словах «утка», «аист», «облако»); может определить и назвать очередность звуков в слияниях: «ау», «уа», «иа».

В этом возрасте речь становится правильнее, разнообразнее, богаче. В ответах появляются первые сложноподчиненные предложения. Активный словарь - 3000 слов.

5 – 6 лет

В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

К шести годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

7 – 17 лет

Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказывания. Ребенок овладевает письменной речью и постигнет все богатство родного языка в целом.

На развитие речи ребенка влияют основных три фактора:

* Развитие мелкой моторики руки;

* Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения);

* Общение. Общайтесь с ребенком каждую свободную минуту, читайте как можно больше художественной литературы.

    Консультация   «Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики».

Дыхательная гимнастика для дошкольников.

Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.

Для чего нужна дыхательная гимнастика?

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Ещё древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.

 Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

 От дыхания во многом зависят здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

 Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Кроме того. Правильное дыхание стимулирует работу сердца. Головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение.

Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями. Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Чтобы более полно раскрыть возможности гимнастики, давайте разберем, какие виды дыхания существуют:

Верхнее — дыхание через верхний отдел грудной клетки. Диафрагма почти не двигается вниз, а мышцы живота едва напрягаются.

Среднее — воздух поступает в организм за счет расширения среднего отдела грудной клетки. Мышцы живота сокращаются сильнее, диафрагма едва смещается вниз.

Нижнее — задействует нижний отдел грудной клетки. Диафрагма максимально опущена вниз, а мышцы живота расслаблены.

Полное — совмещение всех предыдущих типов дыхания. Происходит максимальное наполнение легких воздухом.

Обратное — при вдохе все действия обратны: мышцы живота напряжены, диафрагма уходит вниз. Внутренние органы сдавливаются и происходит их массаж.

С задержкой — дыхание, при котором в цикле “вдох-выдох” появляется задержка. Есть несколько вариантов такого дыхания:

вдох, задержка, выдох;

вдох, выдох, задержка;

вдох, задержка, выдох, задержка.

Последний метод активно используется в йоге, поскольку древние мастера этого учения считали, что в момент задержки дыхания организм наполняется энергией и силой.

свернуть

Дидактические и пособия для сенсорного развития дошкольников 4-5 лет.

05.11.2021
развернуть

Дидактические и пособия для сенсорного развития дошкольников

4-5 лет.

Сегодня я хочу поделиться с Вами своими наработками, которые использую в свободной игровой деятельности с детьми.

Как вы уже могли понять из названия публикации, разговор пойдет о методах и приемах развития сенсомоторных качеств ребенка.

Сенсомоторика – это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Задачи сенсомоторного развития:

- развивать мелкую моторику;

- развивать координацию движений кистей рук;

- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

- активизировать сенсорное восприятие, стимулируя слух, зрение, осязание и др.

Значение сенсорного развития дошкольника трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Другими словами, сенсомоторика, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение для многих видов продуктивной и трудовой деятельности его в дальнейшей жизни.

      В средней группе игры и упражнения, помогающие детям узнать о различных свойствах предметов, усложняются в нескольких направлениях. Дошкольников необходимо продолжать знакомить с цветами спектра и их оттенками по светлоте, формировать умение использовать полученные знания при определении цвета предмета. На пятом году жизни дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью.

      Знакомство с формой в этом возрасте предполагает введение дополнительно к 5 уже известным фигурам двух новых фигур, усвоение представлений о разновидностях треугольников и овалов. Необходимо учить детей анализировать сложные формы, раскладывать их на элементы.

      В средней группе, знакомя дошкольников с величиной, необходимо предлагать задания на выделение высоты, ширины, длинны предметов и других параметров величины.

Производители игрушек давно подхватили эту идею и воплотили её в жизнь, выпуская многочисленные развивающие игрушки. Но многие из них можно сделать своими руками. И с такой игрушкой дети играют с ещё большим удовольствием.

           Предлагаю несколько игр по сенсорному воспитанию дошкольников 4 - 5 лет

                             Игра «Чудесный мешочек»

Цель игры:

Упражнять детей определять, что это за предмет,

по характерным внешним признакам, то есть по форме.

Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

 Ход игры: Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной

непрозрачной ткани, в который помещаются разные по

форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на

ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.

Также вы можете спрятать в него геометрические фигуры,

ребенок должен угадать на ощупь, какая фигура  спрятана.

 

                               Игра «Золушка»

Цель игры:

Развивать у детей моторику рук.

Ход игры: 

Перед детьми положить перемешанные семена гороха, фасоли и киндер  – игрушки.     За 30 секунд, вы должны их рассортировать.Когда ребенок научиться делать это достаточно быстро,можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

 

                       Игра «Мозаика из бросового материала»

Цель игры:

формирование навыков работы с бросовым материалом, развивать фантазию ребенка.

Ход игры: 

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Предложите ребенку выложить рисунок, это может быть

неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д.После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона

 – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

                          «Найди пару»

 Цель игры: научить детей определять назначение предметов; устанавливать причинно-следственные связи между явлением окружающей жизни и предметов; устанавливать связь между предметом и пользой от его использования.

 Материал к игре: набор карточек, разделенных на две половины: на одной половине – предмет, на другой – изображение (например: мороз-шуба и т.д.).

 Ход игры: воспитатель выкладывает все карточки изображением вниз. Участники игры набирают одинаковые количество карточек и договариваются об очерёдности. Первый участник игры выкладывает любую карточку изображение вверх. Следующие участники игры по очереди выбирают  из имеющихся у них

карточек такую, на которой изображен подходящий предмет, и поясняют удобство от его использования.

Например: «на улице идёт дождь, поэтому нужен зонтик».

  Игра заканчивается, когда один из участников выложит все свои карточки

свернуть

«Влияние пальчиковой гимнастики на речевое развитие ребёнка»

13.10.2021
развернуть

«Влияние пальчиковой гимнастики на речевое развитие ребёнка»

 

Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,

 а умелые руки способствуют развитию речи.

И. П. Павлова

Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Действительно, развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка, так как все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы.

Ученые, которые изучают деятельность головного мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) .

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на сегодняшний день проблема развития речи оставляет желать лучшего (число детей, имеющих речевые нарушения, увеличилось: если в 50-х годах XX в. было около 17% детей с речевыми нарушениями, то в начале XXI в. их стало 68, 5%).

Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет огромную социальную значимость.

Пальчиковая гимнастика - мощный стимул для развития речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего уровня развития мелкой моторики рук, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Капуста

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами.

 

  • Игры с пуговицами
  • Игры с сыпучими материалами
  • Игры с пробками от бутылок
  • Игры с прищепками
  • Игры с пинцетом и пипеткой.
  • Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

  • Игры – шнуровки
  • Аппликация
  • Работа с пластилином
  • Рисование
  • Рисование

Очень надеюсь, что смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Консультация «Логопедический массаж в домашних условиях»

10.09.2021
развернуть

Консультация «Логопедический массаж в домашних условиях»

Ко мне часто обращаются родители с детьми, нарушения речи которых трудно поддаются коррекции. Эффективность логопедических упражнений с такими детьми не всегда высока, ввиду того, что недостатки произношения внешне напоминают дислалию, но имеют длинную и сложную динамику устранения. Это, так называемые, «стертые» формы дизартрии. У всех детей со стертой дизартрией имеет место полиморфное нарушение звукопроизношения (нарушение произношения различных групп звуков). В основе этих расстройств лежат органические нарушения ЦНС, проявляющиеся в форме легких парезов, изменениях тонуса мышц, моторной недостаточности артикуляционного аппарата и т.д. При таких формах речевых нарушений эффективно использовать логопедический массаж. Но не у всех родителей есть возможность обратиться к специалисту, ввиду различных причин. Поэтому в ходе консультации родители задают по этому поводу много вопросов. Вот самые распространенные из них:                                                                      Показания к применению логопедического массажа?                                                                                Противопоказания?                                                                                                                                          В каком возрасте можно использовать логопедический массаж?             
Возможно ли проведение логопедического массажа самостоятельно в домашних условиях?                                 

В комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих тяжелыми формами речевых нарушений, входит логопедический массаж. Он позволяет нормализовать тонус мышц речевого аппарата и улучшить состояние голоса, а так же способствует улучшению звукопроизношения и сокращению времени по формированию произносительной стороны речи. Даже при выраженной неврологической симптоматике использование логопедического массажа дает хорошие результаты. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Такой массаж применяется для правильной постановки звуков речи и развития артикуляционного аппарата у детей от 4,5 — 5 лет. В основном он делается на лице, голове, шее, но также включает язык, губы, щеки и небо ребенка. Показания: Показания к логопедическому массажу (в комплексе с другими методиками): дизартрия, в том числе стертая дизартрия; недоразвитие речи у детей (ОНР, ЗРР, моторная алалия, сенсомоторная алалия), функциональная и органическая дислалия, у взрослых это нарушение речи после инсульта (афазия). Курс логопедического массажа включает 8-10 сеансов. После речевого обследования для каждого ребенка составляется своя индивидуальная схема-план. Индивидуально определяются точки воздействия, в зависимости от вида речевого нарушения, тонуса мышц и других особенностей. После курса необходимо сделать перерыв около трех недель, и затем курс нужно повторить. После второго курса перерыв около 3 месяцев, и после этого можно сделать третий курс, если есть такие показания.                                    

Противопоказания:                                                                                                                                        Гематомы на участке тела, которые нужно массировать;       
Грибковые и гнойничковые заболевания кожи у ребенка или логопеда;                                                          Заболевания капилляров и крови;                                                                                                                   Активная форма туберкулеза;                                                                                                       
Тромбоз сосудов;
Отек Квинке или острая крапивница в анамнезе;   Фурункулез;ОРЗ;   
Инфекционные раны;                                                                                                                                     Эпилепсия;
Гиперчувствительность.                                                                                                                

Проведение логопедического массажа языка в домашних условиях.  

Данная процедура проводится в хорошо проветренной комнате. Если на начальном этапе длительность массажа составляет всего лишь 5-7 минут, то после 4-5 занятий время увеличивается до 15-20 минут. Помним, что от возраста ребенка также многое зависит. В дошкольном возрасте процедура проводится в течение 15 минут, а в младших классах этот интервал можно увеличить до 20 минут. Но не забывайте и об индивидуальных особенностях каждого малыша. Логопедический массаж языка зубной щеткой. Инструменты для массажа языка могут быть разными. От специализированных до простых, подручных предметов. В домашних условиях можно делать логопедический массаж ложками или зубной щеткой. Мы разберем, как быть, если под рукой есть зубная щетка. Для сеанса нам потребуется детская зубная щетка с мягким ворсом. Под язык укладываются марлевые салфетки, которые необходимо менять каждые 2 минуты, так как у детей во время этой процедуры будет обильно выделяться слюна. Все движения зубной щеткой должны быть кругообразными поперечными без сильного надавливания. Круговые спиралевидные движения также допускаются, но после предварительных упражнений языком. Прерывистая вибрация зубной щеткой по поверхности всего языка допускается. Степень эффективности процедуры можно определить по реакции самого ребенка. Если ему нравится процедура, то он будет испытывать самые положительные эмоции. Часто практикуется процедура логопедического массажа языка у детей в виде игры, которая станет прекрасным развлечением и полезным времяпровождением.                                                                       

Работа по преодолению слюнотечения:                                                                                                    1. Научить детей хорошо жевать .                                                                                                           
2. Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком, особенно перед выполнением упражнений.                                                                                                                                      
3. Вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну.                                                                  

Положение ребенка при проведении сеанса логопедического массажа.                                                       
Наиболее оптимальные положении:                                                     

1. Ребенка укладывают на спину, под шею подкладывают небольшой валик или плоскую подушку. Голова должна быть несколько откинута назад.                                             
2. Массаж в кресле с высоким подголовником.

Многие родители считают, что после проведения логопедического массажа, проблемы уйдут «сами собой». Однако, это не так. Родителям надо знать, что логопедический массаж не является панацеей при исправлении речевых недостатков. Проведение массажа не исключает обычной коррекционной работы, он лишь является хорошим дополнением к ней. Соответственно, необходимо выполнять все рекомендации логопеда. Только совместная работа логопеда с родителями и регулярные занятия по исправлению дефектов речи будет эффективна.            
Желаем успехов!

свернуть